Меню
12+

Газета «Рассвет Севера»

04.03.2016 14:49 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 04.03.2016 г.

РОДНЫЕ ЯЗЫКИ - ДОСТОЯНИЕ НАРОДА

Автор: Нина ГАРПАНИ. Фото А. Зюбровской.

Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

Дата для Дня была выбрана в знак памяти событий, произошедших в Дакке (ныне — столица Бангладеш) 21 февраля 1952 г., когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

19 февраля 2016 года в  Институте повышения квалификации педагогических кадров  при поддержке Правительства Магаданской области и Магаданской областной общественной ассоциации коренных малочисленных народов и этнических групп Севера проведен научно-практический семинар "Родные языки: единство в многообразии".

Цель проведения семинара — обобщение педагогического опыта, практика по сохранению и развитию в сфере образования языков и культуры коренных народов Магаданской области, содействие реализации инноваций полиэтнического образования.

В работе приняли участие педагоги из пяти городских округов, представители власти всех уровней, общественные деятели.

На семинаре прошло обсуждение социокультурных и этнических проблем, связанных с образованием коренных народов, использованием инновационных технологий в целях сохранения языкового и культурного многообразия.

Ансамбль песни и танца народов Севера "Энэр" своим зажигательным танцем с бубнами открыл работу семинара.

В своем приветственном слове Оксана Бондарь, заместитель председателя Магаданской областной Думы, сказала, что законопроект "О родных языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Магаданской области" сформирован с учетом предложений ассоциации КМНС и общественности, которые заинтересованы в развитии родного языка.   Проект разработан с целью создания дополнительных условий   развития, изучения и преподавания языка в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Необходимый системный подход и правильно спланированная языковая политика региональной власти позволит увеличить эффективность усилий общественности, направленных на то, чтобы поддержать и возродить родные языки и передать их молодым поколениям. Популяризация изучения  национальных языков на Колыме остро необходима. Ведь если не будет языка, северные народности утратят свою самобытность. Оксана Анатольевна предложила присутствующим выбрать дату проведения Дня родного языка в Магаданской области и попросила свои предложения направлять в областную Думу. Призерам Всероссийского творческого конкурса "Мои сказки" в номинации "История семьи" Алексею Драному и Дарье Ивановой  она вручила дипломы.

Ольские школьники Алевтина Зыбина, Алена Зюбровская, Иннокентий Вуквухай и Надежда Казанцева из села Тауйск прочитали стихи на эвенском языке.

Анжела Шурхно, министр образования и молодежной политики Магаданской области, отметила, что форум стал традиционным. В его работу нужно привлекать представителей общественности и носителей языка. Предстоит большая работа по изучению и сохранению родного языка. С этой целью необходимо заинтересовывать молодое поколение в его изучении, а также распространять печатные издания и литературу на языках КМНС. Стоит еще задача подготовки кадров. Каждый понимает, что существует проблема, которую нужно решать  всем вместе. Анжела Владимировна пожелала плодотворной работы семинару в рамках принятия закона, чтобы он не стал  просто отправной точкой.

Максим Бродкин, руководитель Управления внутренней политики аппарата губернатора Магаданской области, поприветствовал собравшихся на эвенском языке, выразил надежду, что через несколько лет дети народов Севера заговорят на родном языке. Он отметил,  что с каждым разом станет все больше заинтересованных лиц в работе форума. К изучению родного языка нужен системный подход. Современное состояние языков КМНС вызывает озабоченность. Многое держится на любви к своим истокам, энтузиазме.

Школьники из п. Омсукчан представили презентацию своих работ в творческом конкурсе. Прочитали на эвенском языке  рассказ и  на корякском -  сказку.

Диана Драная, педагог дополнительного образования Этнографического центра "Северное сияние" ЦДО п. Омсукчан, поделилась опытом своей работы по теме "Воспитание этнокультурной личности в системе дополнительного образования". Она провела занятие "Тугэни" (зима), на нем присутствующие вспомнили эвенские слова, отвечали на вопросы.  

Воспитатели Марина Пономаренко и Анастасия Аксенова  (МБДОУ № 33 г. Магадана) представили свой стиль работы. Их воспитанники показали   якутскую сказку "Паук и муха", чем  вызвали восторг присутствующих.

Элла Сигитова, учитель-логопед (МБДОУ "ЦРР — ДС № 2" г. Магадана), представила вместе с детьми инсценировку эскимосской сказки "Как лисичка бычка обманула" и эвенской "Шишка и брусничка". Дети очень старались и заслуженно получили громкие аплодисменты.

"Проблемы функционирования родных языков в Северо-Эвенском районе, пути их решения" озвучила Людмила Степанова, учитель эвенского языка  п. Эвенск.  Старшее поколение — носители языков, — уходит и духовную культуру и традиции молодежь не перенимает. Что ждет нас в будущем? Сохранится ли язык и культура эвенов, коряков, ительменов?

Кристина Борисенкова, педагог дополнительного образования п. Сеймчан, выступила с очень серьезной, сложной и важной темой "Вернуть молодому поколению национальное самосознание". Ведь именно национальное осознание у северных народностей очень слабо развито или вообще отсутствует. 

Выступление Татьяны Бариновой, к.п.н, профессора ФГБОУ ВПО "Северо-Восточный государственный университет", с темой "Этнокультурные семейные ценности — как основа формирования родного языка" вызвало бурное обсуждение. Она сказала, что этнокультурные ценности — это установки (идеи, понятия, смыслы), которые не зависят от конкретного человека, а определяются культурой и разделяются всеми людьми, принадлежащими к данному культурному полю. Этнокультурные ценности представляют собой важнейшие и глубинные принципы, определяющие отношения человека с природой, социумом, этносом, самим собой. В рамках решения  данной проблемы ею были предложены вполне реальные предложения:

1. Начать работу по созданию пособий для родителей, где будет собран и систематизирован уже имеющийся опыт этнокультурного воспитания  (пословицы и поговорки, традиции имянаречения,  история рода и т. д.). В сборе этнического материала может оказать неоценимую помощь Совет старейшин.

2. Центры культуры могут начать работу по проведению этнокультурных семейных встреч, главной задачей которых станет сохранение и укрепление семейных и культурных ценностей и традиций. Именно здесь взрослые  могут поддержать и совершенствовать свои языковые навыки, играть в народные игры, участвовать в разных конкурсах с этнокультурным содержанием, делиться бесценным опытом семейного воспитания, показывать традиции рукодельного творчества и  национальной кухни.

3. Начать работу по созданию Альбома памяти народностей Севера, где можно будет собрать воедино материал об известных и еще малоизвестных людях аборигенных народов.  

Свою презентацию представила методист по национальным языкам института повышения квалификации Анна Чайко — сборник "Снова тронется в путь олений аргиш", посвященный эвенской поэтессе М. Н. Амамич, и учебно-методическое пособие "Эвэдыч торэли" для учителей эвенского языка.

Языки коренных народов Севера в настоящее время находятся на грани исчезновения, очень отрадно, что на Колыме стали говорить об этой проблеме, есть повод каждого представителя из числа КМНС задуматься о своём отношении к  родному языку.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

158