Меню
12+

Газета «Рассвет Севера»

26.10.2020 14:04 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 от 26.10.2020 г.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР БУНИНА

Автор: Людмила КАЗАКОВА, библиограф Ольской центральной библиотеки им. И. А. Варрена. Фото из архива библиотеки.

«Мастерство Бунина для нашей литературы чрезвычайно

важный пример — как нужно обращаться с русским языком,

как нужно видеть предмет и пластически изображать его.

Мы учимся у него мастерству слова, образности и реализму».

А. Н. Толстой.

Ивана Бунина можно назвать последним представителем той эпохи в отечественной культуре, которую мы называем классической, пушкинской. Он пришёл в русскую литературу на рубеже веков, когда в жизнь врывались новые ритмы, образы, кумиры, когда рвалась связь времён. Он, русский аристократ, остался верен своей родовой культуре.

Иван Алексеевич Бунин появился на свет 22 октября 1870 года в Воронеже в старинной дворянской семье, в которой было девять детей, а в живых осталось пятеро. Отец, человек одарённый, но абсолютно не склонный к ведению хозяйства, барственный и расточительный, прожил и своё, и материнское наследство. Детство Ивана прошло на воле с крестьянскими ребятишками, с ними он разделял и забавы, и сельские заботы.

«Я ещё мальчиком... — вспоминал Бунин, — слышал от моего отца и о Льве Толстом, с которым отец играл в карты в осаждённом Севастополе, и о Тургеневе, о встрече с ним где-то на охоте... Я рос в средней России, в той области, откуда вышли Жуковский, Лермонтов, Тютчев, Фет, Лесков... И всё это влияло на моё прирождённое призвание».

Грамоте его учили дома, образование ограничилось гимназией, которую он не закончил, стал болеть. Старший брат — Юлий, разглядел поэтические склонности мальчика и поощрял его литературные увлечения, кроме того познакомил его с основами философии, психологии. Стихи Бунин стал писать в отрочестве, подражая Пушкину, а больше Лермонтову. С 19 лет нужда заставила его работать — корректором, газетным репортёром, театральным обозревателем, библиотекарем, статистиком...

Бунин получил признание в 1890-е после публикации рассказов «На хуторе», «Вести с Родины». За поэму «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло был удостоен Пушкинской премии Императорской Академии наук.

С 1895 года он живёт в Петербурге и Москве, где знакомится с Чеховым, Бальмонтом, Брюсовым и другими известными писателями. Познакомившись с Горьким, начинает сотрудничать с ним в издательстве «Знание». Иван Бунин публикует «Антоновские яблоки», «Сосны», в которых выказывает свои опасения за судьбу России. Эти и другие рассказы принесли ему славу, и в 1909 году Российская Академия наук избирает его Почётным академиком.

Пережив два бурных, но неудачных брака, знакомится с Верой Николаевной Муромцевой, с которой они совершают путешествие в Египет, Сирию, Палестину и после этого больше не расстаются. Она оставалась ему женой и верным другом до его последнего смертного часа, несмотря на все сложные личные перипетии писателя. Она же оставила бесценную книгу воспоминаний «Жизнь Бунина. Беседы с памятью».

Как дворянин и представитель классической русской литературы, Бунин не принял революцию. Он говорил, что «не может жить в новом мире, он принадлежит к старому миру, к миру Гончарова, Толстого, Москвы, Петербурга; что поэзия только там, а в новом мире он не улавливает её». Уехав с женой из Москвы, около двух лет живут в Одессе, переходящей из «белых» в «красные» руки. Позднее он передал свои впечатления в книге «Окаянные дни», увидев в революционной стихии образ зверя.

В 1920 году Бунины эмигрировали во Францию. Об этом периоде их жизни можно прочесть в талантливой книге Галины Кузнецовой «Грасский дневник». Молодая писательница, ученица Бунина, жила в их доме с 1927 по 1942 год, став его последним очень сильным увлечением. Бесконечно преданная ему Вера Николаевна пошла на эту — самую большую жертву в её жизни, понимая эмоциональные потребности писателя. С Галиной у Бунина был «серьёзный и мучительный роман», который завершился для него драматически.

К началу тридцатых годов писатель обретает европейскую известность. В 1933 году ему, первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе за роман «Жизнь Арсеньева» — «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Андрей Седых, журналист, близко общавшийся с их семьёй, пишет: «Успех Буниных в Стокгольме был настоящий. Иван Алексеевич умел привлекать к себе сердца людей, знал, как очаровывать, и держал себя с большим достоинством. А Вера Николаевна сочетала в себе подлинную красоту с естественной приветливостью. Десятки людей говорили, что ни один нобелевский лауреат не пользовался таким личным и заслуженным успехом, как Бунин». Из премиальной суммы Бунин выделил 100 000 франков на пожертвования неимущим писателям-эмигрантам.

В 1943 году, когда над всей Европой витал дух смерти, из-под пера пожилого, голодающего писателя появилось лучшее произведение о любви в мировой литературе — последний его сборник рассказов «Тёмные аллеи», написанный в оккупированной немцами Франции. Эта книга о русской любви, хотя действие отдельных новелл происходит в Париже, Вене, Испании и даже в Палестине. Всего в сборнике 37 рассказов, среди них множество миниатюр. Бунин пишет так, как будто сам пережил случившееся:

«И мы сидели, сидели в каком-то недоумении счастья. Одной рукой я обнимал тебя, слыша биение твоего сердца, в другой держал твою руку, чувствуя через неё всю тебя. И было уже так поздно, что даже колотушки не было слышно...». («Поздний час»)

Есть у Бунина удивительное стихотворение, написанное в тот год, когда он покинул Россию, и предсказавшее странствия его души:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет — Господь сына блудного спросит:

Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё — вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав —

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленам припав.

В завещании Иван Алексеевич высказал желание, чтобы лицо его было закрыто — «никто не должен видеть моего смертного безобразия». Видела его только Вера Николаевна, и в письмах друзьям сообщала, что все три дня до предания тела земле «лицо его было прекрасным». Похоронен Бунин на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

В Ольской центральной библиотеке к 150-летию Ивана Алексеевича Бунина (1870 — 1953) представлена книжно-иллюстративная выставка «Удивительный мир Бунина».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

4